Фасилитация — стиль управления, при котором происходит профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на активное взаимодействие и достижение группой поставленных целей.

Цели применения фасилитации:

  1. Объединение работников из разных отделов либо из разного социального окружения в единую команду. Поиск решения общей проблемы. Развитие множества индивидуальных особенностей членов группы по качествам характера, уровню компетентности, работоспособности, инициативности и другим критериям. Это обеспечит многогранность взаимодействий, выстроенных между коллегами.
  2. Создание в рабочем коллективе атмосферы комфортной общности, участия, помощи и поддержки, доброжелательности, инициативности и взаимоуважения. Для плодотворной работы обязательно нужен приятный климат, в котором будет безопасно реализовывать свои навыки.
  3. Стимулировать инициативность среди работников, социально одобрить их индивидуальные усилия. Отдельно выделить и поощрить работников, проявляющих лидерские качества и берущих на себя большую ответственность.
  4. Обеспечить активное межличностное взаимодействие между работниками разных отделов, познакомить их друг с другом. Эта цель особо актуальна, если компания имеет довольно большой штат сотрудников. Работников нужно научить слушать и слышать других, анализировать услышанное, совместно искать наиболее оптимальное решение проблемы.
  5. Развитие у всех членов группы одобряемой модели поведения. Копируя модели поведения друг другу, члены группы способствуют развитию более конструктивных моделей поведения и способов мышления. Помогая и стараясь понять других членов группы, человек шаг за шагом отказывается от эгоистических привычек и учится проявлять альтруизм.

Преимущества групповой работы в рамках фасилитации:

  1. Каждому из членов группы обеспечивается широкая возможность для познания своих черт характера, профессиональных способностей. Возможность продуктивной работы в команде. Выявление у работников лидерских качеств или склонности к проявлению инициативы.
  2. Есть прочная обратная связь. Между членами группы происходит непрерывный обмен информацией, мнениями, знаниями, навыками и опытом. Каждый человек делится своими идеями, касающимися других сотрудников либо поставленной для решения задачи.
  3. Налаживание продуктивного взаимодействия между сотрудниками различного социального статуса. Внутри группы будет царить равенство. Это улучшит корпоративный климат, сделает отношения в компании здоровыми и доброжелательными. Такое условие даст сотрудникам возможность лучше работать. 

Чтобы во время проведения фасилитации выработать продуктивные решения, необходима координация и структуризация деятельности групп. Эту функцию на себя берёт фасилитатор – своеобразный ведущий, который будет стимулировать и направлять рабочий процесс в нужное русло. Он не выполняет за участников часть задания. Фасилитатор лишь организует и облегчит совместный ход работы с помощью специальных техник и инструментов.

В обязанности фасилитатора входит:

  1. Создание процесса эффективного взаимодействия участников. Их активное вовлечение в деятельность. Структуризация и планирование работы. Направление работы в нужное компании русло.
  2. Развитие, обучение, мотивирование работников на достижение определённых результатов.
  3. Генерирование комфортной, продуктивной, доброжелательной, позитивной обстановки для участников мероприятия.
  4. Помощь в разработке общих целей и конкретных задач, в оценке потребностей работников и путей их удовлетворения.
  5. Наблюдение за общим ходом дискуссии, её направлением. Улаживание возникших конфликтов. Учёт мнения каждого члена группы.
  6. Поддержка участников в раскрытии и развитии новых навыков.
  7. Организация обратной связи между группами. Обеспечение обмена опытом. Предложения по поиску новых источников информации.
  8. Распределение ролей между членами групп. Поощрение лидерских проявлений у участников.

Современные реалии требуют от компаний готовности к развитию. Для этого нужно привлекать всех работников к решению насущных проблем. Совещания, плановые мероприятия, рабочие обсуждения занимают всё больше времени у руководителей компаний и их сотрудников. Оптимизировать эти встречи и сделать их по-настоящему продуктивными с помощью групповой фасилитации Вам поможет наше event-агентство «Арт-Пикник». Мы поможем подобрать подходящий именно для вашей компании метод фасилитации, предоставим услуги профессионального фасилитатора, организуем проведение группового мероприятия и реализуем любые другие ваши предложения.

Запишитесь на консультацию или оставьте заявку на обратный звонок

Перейти

Самые популярные методы и техники фасилитации:

Поиск будущего

Этот метод используется, чтобы обеспечить общее взаимодействие различных отделов большой компании. В работу включается весь персонал. Мотивирует рядовых сотрудников проявлять инициативу в разработке решений. «Поиск будущего» нужен, если хотите найти новый перспективный путь для развития компании. Обсуждается несколько аспектов: выяснение причин, приведших к текущему состоянию; в каком состоянии проблема сейчас; выбор пути для продуктивных перемен.

Мозговой штурм

Техника «мозгового штурма» поможет, если надо обобщить и проанализировать большой объём информации, а затем принять решение. Все участники один за другим делятся своими идеями, генерируют предложения по решению проблемы. Мнение каждого сотрудника очень важно и оценивается наравне с другими. Такой подход позволяет быстро выйти из сложной ситуации, выбрав из всех предложенных идей самую лучшую.

Поляризация мнений

С помощью этого метода удобно проанализировать два варианта развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Фасилитатор должен разделить всех участников на две группы. Одни рассмотрят позитивный вариант, а другие – негативный, то есть обговорят все риски и возможные последствия. «Поляризация мнений» необходима, чтобы найти и выделить скрытые проблемы.

Всемирное кафе

Техника применяется, когда всех членов коллектива нужно научить открыто и без страха высказывать своё собственное мнение. Фасилитатор должен постараться создать дружелюбную, позитивную, комфортную обстановку. У использования этой техники нет задачи немедленного получения результата. Она направлена на постепенное изменение отношения людей к публичным выступлениям, выращиванию в них инициативы и смелости. Встречи в формате «всемирное кафе» проходят в неформальной обстановке. Все участники сидят за столиками по 3-4 человека и могут перемещаться между ними. Это помогает людям раскрепоститься и почувствовать себя свободно. Они активно участвуют в живой дискуссии.

Саммит позитивных перемен

Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен» применяется для групповой работы наиболее часто. Работникам нужно сформировать мысленный идеальный образ компании и продумать, как воплотить эту идею в реальность. Для реализации планов по изменению компании назначается несколько лидеров. Они будут ответственны за преобразования. Фасилитатор должен помочь команде самоорганизоваться и структурировать свою деятельность. Этот метод подходит для усовершенствования бизнес-процессов, разработки подробных планов развития, развития лидерских качеств у работников.

В это же время в следующем году

Если позитивные изменения кажутся несбыточными, это – идеальная техника, чтобы показать, что всё возможно. Всем работникам предлагается представить и расписать, что для их компании прошёл целый год, а все бизнес-проекты успешно реализовались. Фасилитатор делит участников на группы. Они придумывают свой способ добиться позитивных перемен. О результатах работники расскажут в презентации. Этот метод покажет возможность добиться любых результатов при должной упорной работе.

Модерационные карты

Фасилитатор формулирует проблемный вопрос или даже несколько задач. Каждый из участников должен предложить свое решение. Его записывают на специальной модерационной карточке. Карточки собирают для подробного рассмотрения всеми участникам. В конце фасилитатор и сотрудники выбирают оптимальное решение из представленных.

Ментальные карты

Составление ментальных карт полезно, чтобы выявить глубинные взаимосвязи различных факторов. Их работники обычно не видят при поверхностном изучении проблемы. Лучше всего составить ментальную карту в самом начале проекта. Ментальную карту сделать очень просто. На доске рисуют круг. В его центре записывают основную тему. Вокруг него записываются подтемы. От них отходят мелкие аспекты и вопросы. Подобный подробный рисунок поможет увидеть всю общую проблемную картину и упорядочить её элементы.

Стратегические изменения в реальном времени

Техника используется перед проведением в компании глобальных изменений. Проводится встреча главных менеджеров и ключевых работников. Они могут выразить общее мнение коллектива относительно грядущих изменений. На основе их замечаний боссы должны будут скорректировать стратегию изменений. Руководители должны учесть мнение своих подчинённых. Вместе с ними они составляют итоговый вариант плана на несколько ближайших месяцев. Разговор между боссами и рядовыми работниками покажет, как будущие изменения отразятся на всей компании.

С началом использования технологии фасилитации и специалистов-фасилитаторов в организациях различных совещаний, планёрок и групповых форм обсуждений, эти мероприятия всегда становятся продуктивными. Фасилитация повышает их эффективность, на них тратится меньше времени. Решения принимаются более результативные. Благодаря им происходит сплочение рабочего коллектива и повышение уровня корпоративной культуры. Она меняется в горизонтальную сторону – развивается демократичный подход.

Руководству становится важно учесть мнение всех работников организации. Работники готовы проявлять инициативу и активно участвовать в развитии компании. Вам нужно внедрить в свою компанию фасилитацию коллектива, если хотите развить культуру диалога между работниками. Это в долгосрочной перспективе приведет к повышению прибыли.

Деловые мероприятия

Летние фестивали Самары’ 22: время заявить о своём бренде

Провести бренд-активацию на масштабном фестивале - отличная идея, эффективная и результативная. Но, подходить к выбору площадок и событий нужно с [...]

Деловые мероприятия

Организация мероприятия в формате Pecha Kucha

Pecha Kucha (с японского — болтовня) — форма проведения презентаций, при которой за ограниченное количество времени и слайдов нужно быстро и кратко рассказать свою историю.

Деловые мероприятия

Организация мероприятия в формате Wiki Workshops

Воркшоп — это буквально рабочая мастерская, где опытный в какой-либо области мастер на своём примере обучает чему-то учеников. Например, на мероприятии в формате Wiki Workshops специалист знакомит участников с основами Википедии и методами её редактирования.

Деловые мероприятия

Организация мероприятий в формате Open Space

Технологией открытого пространства (англ. Open Space Technology) обычно называют способ или методику проведения различных рабочих мероприятий: конференций, творческих встреч, симпозиумов, корпоративных выездов и так далее.

Деловые мероприятия

Как выбрать формат и тематику мероприятия?

В какой форме провести мероприятия? Какие виды бывают? Что выбрать для работников организации?

Деловые мероприятия

MICE мероприятия: что это такое, виды и цели

Деловой туризм способствует развитию современного бизнеса. Благодаря ему профессионалы, живущие в разных точках мира, обмениваются полезной информацией, перенимают друг у друга опыт и внедряют инновационные технологии.

Cпасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с вами в течение рабочего дня